Детский сад №55 Автозаводский район Нижний Новгород официальный сайт — Сведения об образовательной организации — Образовательные стандарты — Предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО


Сведения об образовательной организации | Образовательные стандарты | Предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Версия для печати Карта сайта Интернет-приемная Поиск по сайту Советы родителям
Справочная информация для родителей Страничка безопасности дорожного движения Ежедневное меню
Распо6рядок дня Навигатор дополнительного образования Прием в ДОО Организация питания


Предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

  Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы построения  развивающей предметно-пространственной среды:

 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

  • образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
  • организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Основные принципы организации среды в МБДОУ №55

  В учреждении создана предметно-пространственная среда, соответствующая Образовательной программе ДОО и ФГОС ДО по образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Групповые помещения оформлены в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы

Во всех группах выделены уголки для игр, непосредственной образовательной деятельности, место для самостоятельной деятельности детей, для труда и творчества.

 Оборудование помещений ДОУ безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный, для данного возраста развивающий эффект.

    Развивающая предметно-пространственная среда  насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

    Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно-пространственная           среда    организуется       по    принципу  небольших      полузамкнутых      микропространств,      для   того   чтобы избежать  скученности  детей  и  способствовать  играм  подгруппами  в  3-5  человек.  Все  материалы   и   игрушки   располагаются   так,   чтобы   не   мешать   свободному  перемещению       детей и общению     со   сверстниками. 

Предусмотрены  «уголки  уединения»,  где  ребенок  может  отойти   от   общения,   подумать,   помечтать.  

 В  группах  созданы различные центры активности:

  • «Центр       познания»       обеспечивает      решение       задач    познавательно- исследовательской  деятельности  детей  (развивающие  и  логические  игры,  речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
  •  «Центр  творчества»  обеспечивает  решение  задач  активизации  творчества  детей     (режиссерские      и    театрализованные,       музыкальные       игры     и  импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
  • «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно- ролевых игр;
  • «Литературный         центр»,      обеспечивающий         литературное       развитие  дошкольников;
  •  «Спортивный        центр»,    обеспечивающей        двигательную      активность     и  организацию здоровьесберегающую деятельность детей.